Как состарить деревянные двери своими руками: узнаём новое и повторяем старое

Старина сегодня в моде. Имитированная под антиквариат деревянная мебель, картины с потрескавшимися рамками, архаические вазы, шкатулки, светильники и уличные фонари, заборы и двери — всё это органически вписывается в современный дизайн, придавая ему неповторимый шарм. Вот только стоит недёшево. Оттого любителям таких изделий будет интересно узнать, как самостоятельно состарить деревянные поверхности, чтобы не платить баснословные суммы за раритеты или дизайнерские предметы.

Эффект старины: что это такое

Парадоксально, но чем больше общество развито технологически, тем сильнее оно ценит старинные изделия. Казалось бы, с появлением на рынке огромного ассортимента инновационных строительных материалов, с помощью которых можно построить и отделать своё жильё в ультрасовременном стиле, многие отдают предпочтение старым вещам.

Но чтобы стать обладателем поистине красивого, комфортного и уютного дома, где эффект старины будет уместен, нужно заранее продумать архитектурный стиль здания и его оформление. Согласитесь, что в постройках из стекла и бетона в духе хай-тека неуместно будет смотреться, например, ветхая дверь с коваными элементами.

По внешнему виду входной двери можно определить статус, уровень благосостояния и личные пристрастия владельцев дома

Равнозначно, как и в конструктивизме, кубизме, минимализме, экодизайне или в стиле Райта, которые базируются на чётких линиях и отрицают любые проявления вычурности, присущие прошлому.

Стиль Райта (прерий) легко отличим по чётко выраженным линиям, плоским или шатровым кровлям с широко выступающими карнизами и максимальной интеграции домов в окружающий ландшафт

Каким стилям эффект старины подходит

Искусственно состаренные деревянные вещицы будут смотреться изумительно, подчёркивая вкус и статус хозяев, в таких направлениях, как:

  • французский, шведский или немецкий;

    Рациональностью, практичностью, экономичностью отличается планировка и оформление компактных домов в немецком стиле

  • викторианский, средневековый и готический;

    Дома в мрачно торжественном готическом стиле характерезуются богатой фасадной отделкой под старину с использованием резных деталей — архивольтов, вимпергов, тимпан

  • кантри, барокко, рококо, классицизм;

    Декорирование домов в стиле кантри соответствует национальной стилистике, но без вычурности — только лаконичные и простые деревянные элементы желательно с эффектом старины

  • модерн или альпийский;

    Альпийский стиль — добротность, удобство и функциональность с обязательной обшивкой деревом, которое не только сохраняет тепло, но придаёт дому изысканность и живописность

  • стиль русской усадьбы.

    Для создания интерьера в духе русской усадьбы нужно выбирать деревянные двери и мебель из неровного, грубо обработанного, частично или полностью состаренного материала

Как ни странно, но состаренные деревянные предметы отлично подходят к индустриально-урбанистическому стилю лофт, возникшему в 40-х годах прошлого столетия в фабричных районах Манхэттена.

Благодаря деревянным элементам оформления супермодный промышленный стиль лофт не кажется безжизненным и серым, а напротив — уютным и стильным

Основная идея стиля — много света и пространства, креативность и минимализм. А также сочетание разнообразных архитектурных замыслов, среди которых элементы старины — открытые балки, трубы, вентиляция и электропроводка, потёртые кирпичные стены и деревянная мебель, облезшие двери и потрескавшиеся оконные рамы совершенно натурально смотрятся рядом с новейшей техникой, зеркалами, постерами и хромированными предметами интерьера.

Если изначально помещения в стиле лофт были грубыми и порой брутальными, то в последнее время такие жилые комнаты становятся всё более изысканными и модными

Хотя этот супермодный тренд считается богемным и самым дорогим, всё же привнести характерные элементы такого чердачного стиля можно в любое помещение без особых затрат. Возможно это благодаря существованию техник состаривания материалов.

Подготовка деревянной поверхности к обработке

Искусственное состаривание древесины помогает превратить безликие предметы интерьера (мебель, окна, двери, балки, проёмы и т. д.) в шикарные раритеты, с помощью которых можно создать тот или иной стиль. Благодаря множеству различных технологий чарующие мотивы старины можно привнести в экстерьер или интерьер своего дома.

Состаренные входные двери и мебель будут привлекать взгляды и указывать на небанальную стилистику дома или квартиры

Но перед тем как применять любую методику состаривания, нужно подготовить деревянную поверхность к дальнейшим работам. Если обрабатываться будет дверное полотно, то следует:

  1. Удалить обивку, ручку и замок вместе с личиной.
  2. Снять дверь с петель и уложить её горизонтально.
  3. Отверстия замка или ручки заклеить скотчем, а стеклянные элементы — защитной плёнкой.
  4. При необходимости снять колер и отшлифовать деревянную поверхность.

Термический способ удаления краски

Старая краска легко удаляется с помощью строительного фена или паяльной лампы. После прогрева её снимают шпателем, щели грунтуют, а поверхность зачищают наждачной мелкой шкуркой. Иногда удаляют краску не полностью, оставляя своеобразные пятна, из-за чего эффект старения становится более выраженным.

Недорогой и доступный термический способ снятия старой краски заключается в том, что поверхность нагревается строительным феном, а затем слой лакокрасочного покрытия снимается шпателем

Механический способ снятия покрытия

Ещё один способ снятия старой краски — механический. Он заключается в шлифовании и соскабливании покрытия вручную или с помощью машинки. Такой метод отличается трудоёмкостью, но результат получается превосходный.

Механическое способ предусматривает удаление старой краски с применением физической силы, где выбор инструментов зависит от материала рабочей поверхности и качества покрытия

Химический метод очистки

Можно использовать для удаления краски всевозможные смывки. Они могут быть как специальными (уайт-спирит), так и альтернативными домашними средствами (раствор каустической соды). Но с ними поверхность не получается такой безупречной, как после термообработки лампой или феном. К тому же этот процесс дороже и гораздо медленнее, из-за чего смывками пользуются на небольших участках либо там, где нагревание невозможно, в частности, при состаривании несъёмных дверных откосов, вблизи которых находится лепнина.

Химический способ снятия краски имеет много минусов, например, токсичность, стойкий резкий запах, возможность получения ожогов при попадании на кожу, а также то, что использование смывки не даёт гарантию идеального удаления многослойного покрытия

Для снятия нескольких слоёв краски используют специальный реагент из соды и овсяной муки. Для его приготовления:

  1. Разводят соду в воде. Чем толще слой краски, тем более густой должна получиться масса.

    Консистенция раствора соды зависит от толщины слоя удаляемой краски

  2. Непрерывно помешивая, добавляют в раствор толокно до образования однородной смеси, напоминающей по густоте зубную пасту.
  3. Кисточкой или губкой наносят полученную смесь на обрабатываемую поверхность толстым слоем.

    Наносить смесь соды с овсяной мукой можно кисточкой или губкой

  4. Удаляют шпателем краску и шлифуют изделие.

    После обработки изделия содой краска легко удаляется шпателем

  5. Поверхность с пятнами смолы зачищают и промывают уайт-спиритом.
  6. Обрабатывают материал антипиренами, антисептиками и пропитывают маслами.
  7. После их полного высыхания замазывают дефекты шпатлёвкой и снова шлифуют поверхность.
  8. Наносят грунтовку и при необходимости олифу и морилку. Иногда осветляют 30%-ным хлорным раствором, после чего в очередной раз хорошо отшлифовывают изделие.

    При необходимости деревянные изделия можно покрыть морилкой или осветлить

Работать с химическими составами нужно крайне осторожно, чтобы не допустить ожогов кожи. Рекомендуется использовать средства защиты, например, перчатки и респиратор.

Поверхность под лак нуждается в более тщательной подготовке. Её делают совершенно гладкой, чтобы предотвратить вздутие нового покрытия. Для этого:

  1. После снятия краски полотно отшлифовывают мелкозернистой шкуркой, смачивая периодически тёплой водой, что поможет удалить ворс древесины.
  2. Затем натирают шерстяной грубой ветошью.
  3. Обрабатывают полотно маслами и антисептиками, а для подчёркивания текстуры покрывают морилками, нанося первый слой вдоль волокон, а второй — поперёк.
  4. Снова шлифуют мелкой наждачной бумагой.

    Ручная шлифовка дерева позволяет сохранить его фактуру

Очистка деревянной поверхности от лака

Порой для реставрации дверей требуется удалить с их поверхности старый лак. Сложного ничего в этом нет, если придерживаться следующей схемы:

  1. Дверное полотно зачищают мелкой шкуркой до образования матовости. Шлифовку производят полностью или отчасти в зависимости от задуманного дизайна. При частичной зачистке особое внимание уделяют краям оставленных «островков», формируя плавный переход.
  2. Валиком или кистью наносят грунтовку по всей поверхности, чтобы увеличить адгезионные свойства древесины.
  3. Сколы, трещины, царапины заделывают универсальной водостойкой шпатлёвкой, а после её схватывания заново ошлифовывают поверхность изделия наждачной бумагой.

    Шпатлёвку для дерева можно подобрать под цвет материала

Инструменты и материалы для состаривания

Для подготовки деревянных поверхностей к состариванию потребуются:

  • строительный фен или паяльная лампа;

    Строительный фен выдаёт воздух очень высокой температуры

  • толокно;
  • вода;
  • каустическая сода;

    Каустическая сода является отличным средством для удаления старой краски с деревянных поверхностей

  • шпатель;
  • кисточки;
  • наждачная бумага;
  • шлифовальная машинка.

Техники состаривания древесины

Методики искусственного старения дерева позволяют получить оригинальный отделочный материал, сохраняющий свои прочностные показатели, обладающий несравненной красотой, к тому же недорогой и практичный. При этом не нужно быть краснодеревщиком или художником, чтобы до неузнаваемости изменить предметы обихода.

Искусственно состаренные деревянные предметы способны до неузнаваемости изменить и украсить любой интерьер

Не существует идентичных деревянных изделий, поскольку фактура этого материала создана самой природой, и искусственно сделать полную её копию невозможно. В этом и заключается ценность состаренных предметов.

Даже при одинаковом способе обработки изготовить идентичные по рельефу и окрасу предметы не получится, поскольку текстуру дерева создаёт сама природа

Химическая обработка дерева

Химический способ состаривания древесины заключается в нанесении на рабочую поверхность нашатырного спирта, щелочных составов (например, средства для чистки кухонных плит) или медного купороса:

  1. Перед началом работ поверхность хорошо зачищают мелкой шкуркой и лишь после этого подвергают химической отделке.
  2. Нанесённые реактивы оставляют для просушки, а затем снимают остатки проволочной щёткой.

    Проволочная щётка может быть разной жёсткости

  3. Промывают дерево подкислённой водой и если результат устраивает, то шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой.
  4. Повторяют обработку для усиления эффекта старения, сделать это можно на следующий день.

Химический способ состаривания вреден для человека, поэтому работать нужно на открытом воздухе с соблюдением техники безопасности.

Химическому состариванию хорошо поддаётся древесина лиственных пород

Подвергать химическому воздействию можно лиственные породы дерева — ясень, дуб, тополь, бук, вишню, клён, содержащие дубильные вещества. Химикаты, вступая с ними в реакцию, вызывают потемнение и насыщенное проявление древесного рисунка.

Термическая обработка дерева

Чтобы добиться рельефа и тёмного цвета древесины хвойных пород, используют метод термического старения — обжиг паяльной лампой или газовой горелкой. Глубину воздействия определяют согласно личным предпочтениям — при небольшой глубине старение будет незначительным, при более глубоком обжиге эффект состаривания проявится сильнее.

Процесс обжига происходит в следующей последовательности:

  1. Вначале поверхность зачищают шкуркой, если она не была подготовлена заранее, и проводят термообработку.
  2. После получения желаемого результата нагар соскабливают металлической щёткой или специальной насадкой на дрель.

    Длительность обжига дерева зависит от желаемого результата

  3. Покрывают морилкой, хотя этого можно и не делать, так как поверхность после обжига уже имеет тёмные и светлые участки. Если же речь идёт о чернении, то лучше воспользоваться тушью и гуталином. Однако самая красивая поверхность получается после покрытия различными маслами, в результате чего можно добиться любого оттенка древесины.
  4. В конце шлифуют наждачной бумагой, чтобы убрать древесные волоски, и наносят воск для мебели. Лакировать обработанную поверхность нежелательно, поскольку лак приглушает эффект старения.

    После термической обработки дерево желательно покрыть воском или маслами, благодаря чему материал приобретает самые невероятные оттенки без нарушения фактурного рисунка

Механические способы состаривания древесины

В природных условиях дерево стареет медленно. Но большой спрос на антикварные изделия помог разработать и внедрить специальные технологии декоративного старения древесины, благодаря которым создаются элитарные предметы обихода — от простых полочек до мебельных гарнитуров.

Браширование дерева своими руками

Браширование — удаление верхних древесных волокон с помощью металлической щётки. Такая технология открывает широкие возможности по изменению рисунка и окраса разных пород дерева, кроме клёна, вишни, ольхи, бука и груши. Используя красители (чёрный, оранжевый, зелёный, красный и фиолетовый) можно получить самые невероятные древесные оттенки, сделать из обычного леса стилизацию экзотических пород.

Браширование позволяет подчеркнуть натуральность деревянных изделий, что доставляет дополнительное эстетическое удовольствие при их использовании

Браширование дерева происходит в следующем порядке:

  1. Подготовленную поверхность слегка увлажняют и обрабатывают металлической щёткой, жёсткость которой подбирают опытным путём. Движения производят по направлению волокон. Щётка может быть использована при ручной обработке либо надета на болгарку, что значительно ускоряет и облегчает процесс.

    Использование болгарки или дрели со специальными насадками намного облегчает и ускоряет процесс браширования

  2. Затем меняют металлическую щётку на абразивную насадку или наждачную бумагу (при ручной отделке) и удаляют все ворсинки и шероховатости.
  3. Стамеской делают дополнительные бороздки и линии, имитируя трещины на древесине и сколы.
  4. Проводят финальную полировку всей поверхности щётками с сизалевой щетиной или наждачной шкуркой.
  5. Тонируют морилкой или окрашивают поверхность. Особый шик придаёт изделиям золочение или серебрение изделия, когда частицы пигмента забиваются в поры, обеспечивая впоследствии блики в солнечную погоду.
  6. После окрашивания снова полируют и покрывают древесину лаком или воском.

Патинирование дерева

Патинирование — методика состаривания дерева, которая отличается простотой исполнения и кардинально меняет вид «унылых» изделий:

  1. Сделанную ранее заготовку покрывают праймером. Если деревянная поверхность не была подготовлена изначально, то её перед грунтованием тщательно зачищают и ошкуривают.
  2. После высыхания изделия наносят основу — слой выбранного колера. После этого оставляют на сутки.

    Патина — вещество, которое выделяется под воздействием кислорода

  3. Затем хорошо зачищают первый красочный слой и наносят второй. По всей поверхности или в отдельных местах можно использовать бронзовые и золотистые тона, создавая более яркий эффект старения.
  4. Для закрепления цвета наносят матовый или глянцевый лак.

    Патинирование позволяет без особых затрат имитировать натуральную патину, что существенно улучшает внешний вид деревянных изделий, придаёт им солидность и шик

Морение (чернение) древесины

Очень важно, чтобы перед чернением массив был обезжирен, очищен и отшлифован вдоль волокон. Желательно после этого пройтись вручную наждачной бумагой по всей деревянной поверхности, чтобы зачистить оставшиеся мелкие царапины. Для морения чаще всего используют составы на водной основе, которые имеют хорошие пропитывающие свойства и текучесть, но долго сохнут. Однако этот недостаток компенсируется тем, что они, проникая в поры, поднимают древесные волокна, поэтому образуют более рельефную структуру.

Каждая порода древесины впитывает раствор для морения по-разному, поэтому вначале нужно сделать пробное покрытие на доске аналогичного материала, чтобы определиться с количеством слоёв для достижения желаемого эффекта.

Определиться с количеством слоёв морилки поможет пробное чернение доски той же породы, что и основное изделие

Наносят морилку в 2–3 захода обильно и быстро губкой или кистью. Ещё влажную поверхность протирают сухой мягкой тканью, что поможет равномерно распределить окрас и удалить излишки пропитки.

Наносят морилку на дерево быстро и обильно, а затем ещё влажное изделие протирают сухой тканью для равномерного распределения состава по всей поверхности

После высыхания каждого слоя поверхность отшлифовывают, проходя грубой жёсткой тканью вдоль волокон и по диагонали. Затем проморённую древесину лакируют либо покрывают маслом или воском.

Основное преимущество морилки заключается в том, что, меняя цвет древесины, она сохраняет и подчёркивает её текстуру

Обработка древесины воском

Больше всего создают благородный дух старины потёртости, которые можно сделать собственноручно с помощью краски, воска или парафина:

  1. Первоначально подготовленную дверь окрашивают в любой тёмный цвет и высушивают.
  2. Следом некоторые участки натирают воском или парафином. Конкретного рисунка нет. Места для натирания выбирают по усмотрению.
  3. Снова наносят слой краски, но на 1–3 тона светлее первоначального.
  4. Осторожно счищают воск, под которым остались тёмные места.
  5. Просушивают полотно и тщательно отшлифовывают.
  6. Закрепляют эффект старения морилкой, которая подчеркнёт фактуру дерева.

    Для реставрации деревянной двери и придания ей эффекта потёртости можно использовать цветной воск, который вдавливают в дерево и растирают на определённых участках

Кракелюр

Кракелюр (кракле) — трещины на слое лака или краски, с помощью которых можно искусственно состарить любую поверхность.

Кракелюровые краски создают эффект трещин на деревянной поверхности, сквозь которые просвечивается основа

Средства для создания кракелюра по способу нанесения бывают одно- и двухкомпонентными. Первые пригодны для простой работы в домашних условиях, вторые же используют мастера для создания раритетов и реставрации шедевров прошлого.

При помощи однокомпонентного оттеночного кракелюра можно с лёгкостью добиться оригинального и экономически выгодного дизайна

Для создания кракелюра рабочая поверхность должна быть очень хорошо подготовлена, иначе добиться нужного результата не получится. Подбирают два контрастных цвета. Какой окрас наносить первым — тёмный или светлый — значения не имеет, поскольку одинаково красиво смотрится светлый на тёмном фоне и наоборот.

Подбирать цвета желательно так, чтобы они зримо различались, иначе на деревянном изделии разница будет малозаметна. Сам процесс состаривания выполняется следующим образом:

  1. На подготовленную поверхность наносят валиком или кистью первый слой краски и оставляют для просушки.
  2. Поверх наносят кракле, учитывая тот момент, что чем толще слой средства, тем трещины получатся более глубокими.

    Кракелюр лучше наносить кисточкой

  3. Пока средство для создания кракелюра полностью не высохло, аккуратно наносят второй слой красителя. Делают это мягкой кистью, чтобы не повредить хрупкую плёнку средства.

    Наносить краситель кракелюр нужно в два слоя

  4. После полного высыхания появляются трещинки. Осталось лишь нанести прозрачное полиуретановое покрытие на всю обрабатываемую поверхность.

    В зависимости от желаемого результата можно использовать несколько слоёв краски различных оттенков, при этом кракелюр способен проникнуть через все и создать своеобразный и необычный рисунок

Кракелюр с использованием двухкомпонентного состава смотрится как давний растрескавшийся лак на поверхности какого-либо изображения.

Преимущество двухкомпонентного кракелюра в том, что слой лака с трещинками можно создать поверх любого декора — декупажа или росписи

Применение двухкомпонентной технологии выглядит следующим образом:

  1. Поверхность подготавливают, в частности, шлифуют и обезжиривают.
  2. Потом наносят шеллачный спиртовой лак для повышения адгезии.
  3. После высыхания предыдущего слоя поверхность покрывается кракелюрным лаком. Этому составу также нужно дать закрепиться.
  4. Завершить работу можно тёртой пастелью или масляной краской. Всё зависит от желаемого эффекта.

При этом нужно выполнять некоторые правила:

  • шеллачный и кракелюрный лак наносят в 2–3 слоя с полной просушкой каждого из них;
  • краски, штукатурки и прочие составы используют лишь после появления трещин.

Старая древесина богата историей, поэтому так дорого ценится. Благодаря технологиям искусственного состаривания подарить вторую жизнь давней деревянной двери или мебели сможет каждый домашний умелец. Да и нет более увлекательного и приятного занятия, чем делать всё своими руками и получать при этом поистине эксклюзивные изделия, которые наполнят сердце гордостью, а дом уютом.

Запись Как состарить деревянные двери своими руками: узнаём новое и повторяем старое впервые появилась Orchardo.ru - создайте участок вашей мечты собственными руками.

Поделиться в соц. сетях